Шелкография
Техника репродукции — размножения, перевода рисунка через шёлковую сетку, натянутую на раму. В отличие от других механических приемов воспроизведения в шелкографии художник, подобно литографу или граверу, может создавать оригинальные композиции. Для этого по натянутому шёлку художник резервирует кистью и специальным непроницаемым составом отдельные части будущего рисунка, а затем масляная либо водяная краска продавливается через непокрытые составом участки шёлка с помощью эластичной пластины — ракеля (франц. racle — "скребок") на любую основу — бумагу, ткань, картон, фарфор, металл, стекло. Техника шелкографии позволяет получать тончайшие (благодаря структуре ткани), многокрасочные и рельефные (за счет густоты краски) изображения. Изобретена в странах Дальнего Востока, в Китае и Японии аналогичные приемы использовали для декорирования тканей (сравн. батик). В 1930-х гг. шелкографию освоили американские абстрактивисты, сюрреалисты и представители поп-арта: Б. Шан, Дж. Поллок, Р. Раушенберг, Э. Уорхол. С 1980-х гг. в этой технике работали многие художники-графики, оформители, дизайнеры, декораторы. В 1992 г. в Москве создана студия шелкографии. В 1996 г. в резиденции посла США в российской столице проведена выставка "Шёлковые сети искусства" (сравн. деколь).